О выходе на КП
Вариантов расположения точечного ориентира, на котором находится КП, относительно других ориентиров, встречается множество. И для каждого случая ориентировщик должен использовать наиболее рациональный путь движения от привязки к КП.
Как научиться гарантированно быстро выходить на КП?
Первый и самый естественный способ – почаще стартовать. Появится опыт, интуиция. Но это так же долго и не очень успешно, как учиться читать, не зная букв. Следует прежде усвоить для себя определенный комплекс приемов.
Бесконечное множество ситуаций возле КП можно разделить на отдельные группы ситуаций, похожих друг на друга и требующих применения примерно одинаковых приемов для взятия КП. Например:
- КП расположен возле точечного ориентира;
- КП расположен возле площадного ориентира;
- КП расположен возле линейного ориентира;
- КП расположен на конце линейного ориентира и т. д.
Рассмотрим несколько часто встречающихся на дистанции ситуаций.
1. Ориентир с КП находится возле пересечения дороги с просекой.
Расстояние от привязки до КП в пределах 100–200 м. Обозначим его КП 2. Сами находимся на КП 1.
С КП 1 на привязку (пересечение тропы и просеки) мы попадаем грубо выбрав направление и с большой скоростью бега.
На привязке как можно точнее оцениваем направление и расстояние и следуем к КП 2.
В намеченной точке останавливаемся и быстро осматриваемся кругом. Если мы в пределах зоны видимости КП 2, обнаруживаем его.
Какова вероятность попадания на КП с первого захода?
Допустим, что радиус видимости КП 10–15 м. из-за высокой травы и кустарника. При отсчете расстояния в беге мы неизбежно допускаем ошибку по расстоянию, можем не добежать или перебежать. Образуется зона ошибки, отображенная на рисунке оранжевым цветом. По направлению тоже имеется ошибка: можем уйти правее или левее. В итоге, отсчитав требуемое количество шагов в выбранном направлении, мы оказываемся, если повезет, в зоне видимости КП, очерченной штриховой линией (условно изображена в виде круга), а если не повезло, то внутри сложной фигуры, охватывающей зону видимости. Обозначим зону видимости
S 1, а «площадь невезения» — S 2.
При высокой квалификации ориентировщика ошибки по направлению и расстоянию меньше, и S 2, как правило, всегда меньше S 1.
В любом случае, если спортсмен уверен в том, что он находится в недалеко от КП, он не должен покидать это место. Возможно, рядом находится дополнительный ориентир и логично будет воспользоваться и им.
2. Ориентир с КП находится на расстоянии 50–100 м. от линейного ориентира. Исходная точка довольно далеко от этого линейного ориентира (метров 300–500 или далее). По длине этого линейного ориентира нет четко выраженных привязок. На рисунке исходная точка, откуда надо попасть на КП – пересечение дороги и просеки.
Оцениваем расстояние до точки А и возможную ошибку К при пробегании этого расстояния. Вычитаем отрезок К из расстояния до точки А, и оставшееся число показывает, сколько нужно пробежать по просеке (до условной точке Б). Преодолев расстояние, соответствующее этому числу, мы точно знаем, что не добежали до района КП. Поворачиваем в лес перпендикулярно просеке, проходим расстояние, равное расстоянию от просеки до КП, снова поворачиваем и движемся параллельно просеке. Проходим расстояние К и выходим в район постановки КП.
3. Ориентир с КП находится на расстоянии 50–100 м. от линейного ориентира, а наша исходная точка удалена от линейного ориентира на 200 м. и более. Двигаться к КП предстоит примерно перпендикулярно к линейному ориентиру. На пути движения нет четких, далеко видимых линейных ориентиров, позволяющих легко контролировать направление.
Если бежать по азимуту прямо в направлении КП, на просеке мы не будем знать, справа или слева находимся от направления на КП. Поэтому в таких случаях рекомендуется заведомо отклониться вправо или влево. В таком случае, выходя на посеку, ориентировщик знает, где находится относительно КП. Понятно, что дальше нужно углубиться в лес на расстояние от просеки до КП и продолжить движение параллельно просеке в нужном направлении.
Старт-КП 1 – точное движение по азимуту;
КП 1-КП 2 – приближенное движение по азимуту;
КП 2-КП 3 – движение с упреждением;
КП 3-КП 4 – бег в «мешок»;
КП 4-КП 5 – движение по цепочке ориентиров;
КП 5-КП 6 – использование линейных ориентиров с точным определением местоположения;
КП 6-КП 7 – использование линейных ориентиров;
КП 7-КП 8 – использование развилок с крутым поворотом дороги;
КП 8-КП 9 – движение по горизонтали;
КП 9-КП 10 – прямое пересечение горизонталей;
КП 10-КП 11 – выход на КП на склоне;
КП 11-КП 12 — использование передней привязки;
КП 12-КП 13 – использование задней привязки;
КП 13-КП 14 – использование тормозного ориентира;
КП 14-КП 15 – то же при неточном выходе на КП;
КП 15-КП 16 – комбинированный способ движения.
Источник
Выбор пути движения
Выбранный путь должен отвечать таким условиям:
- самый короткий;
- надежный с точки зрения ориентирования;
- обеспечивающий быстроту передвижения;
- не требующий чрезмерно частого обращения к карте;
- не требующий излишней затраты сил; — безопасный.
А в сумме выбранный путь должен давать возможность пробежать от КП до КП за кратчайшее время с минимальной затратой сил.
Все эти требования находятся в противоречии. Например, самый короткий путь проходит через непроходимые заросли и болота. Путь, не требующий многократного обращения к карте, может проходить по просеке, пересеченной холмами и глубокими оврагами. Путь, обеспечивающий быстроту передвижения, проходит по окружным дорогам, в 2–3 раза увеличивающим расстояние. Так что выбор пути движения – это искусство компромиссов, где приходится жертвовать частью одних качеств ради выигрыша в других. Нельзя жертвовать только одним – безопасностью! Например, нельзя выбирать путь через непроходимое болото или там, где предстоит спускаться с обрыва
1. Умейте видеть главное
В спортивной карте есть понятие единицы информации. Это ориентиры, их части, сочетания – словом, все, за что есть, как говорится, «зацепиться глазу». На большинстве единиц информации можно поставить КП. Например, самая маленькая полянка, которую можно изобразить на карте,— единица информации. Большая прямоугольная поляна – 9 единиц информации (4 угла, 4 стороны, желтая краска площади).
На одном квадратном километре карты обычно несколько десятков единиц информации. Ориентировщику при работе с картой приходится постоянно запоминать один за другим участки карты. Понятно, что рассмотреть и запомнить все, что нарисовано, практически невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно научиться выделять только те ориентиры, которые являются ключевыми точками при выборе пути движения. При большой насыщенности картами необходимо уметь применять такую мыслительную операцию, как генерализация, т. е. вычленять самые необходимые объекты на карте, игнорируя малозначительные элементы. И, наоборот, при бедной на ориентиры карте необходимо использовать принцип детализации, учитывая даже вроде малозначительные, малозаметные детали.
2. Закономерности геометрии и скорости
Часто лес поделен просеками на прямоугольные фигуры. Если кратчайший путь проходит по диагонали квадрата, то путь по просекам, представляющим собой две стороны квадрата, оказывается длиннее на 41%. Если кратчайший путь походит по диагонали прямоугольника, представляющего собой половину квадрата, то путь по просекам будет длиннее на 34%.
Поэтому обходной путь по сторонам квадрата ориентировщик выбирает только тогда, если предполагает, что путь по диагонали из-за плохой проходимости приведет к увеличению времени не менее, чем на 50-70%, то есть в 1,5–1,7 раза. Ведь нужно помнить, что и на просеках редко бывает идеальная дорога. Песок, мокрая скользкая трава, разбитая колея, заросли могут ухудшить проходимость, увеличить время бега.
При прохождении дистанции с большим набором высот необходимо знать следующее: подъем на 15 м. равноценен по затратам энергии пробеганию в среднем темпе 200 м. по ровному участку с плотным грунтом.
Выбор варианта в большой степени зависит от уровня подготовленности ориентировщика: чем более он силен физически, тем ему выгоднее выбирать более прямые пути
3. Степень надежности ориентиров
Предположим, у вас есть выбор: пробежать длинный отрезок по лесу вдоль холмистой гряды или по тропам, но все эти тропы образуют целую сеть. Трудно сразу сказать, что быстрее, но то, что пользоваться рельефными ориентирами надежнее, чем некоторыми тропами,— это точно.
Формы рельефа, крупные скалы, берега водоемов за несколько лет не изменятся. А сеть троп, степень проходимости местности, небольшие поляны, искусственные сооружения, границы болот могут измениться. Может меняться внешний вид ориентиров и со сменой времени года. Лучше всего просматривается местность ранней весной, пока нет листвы. Осенью небольшие тропы маскируются опавшими листьями
4. Снижение скорости под влиянием условий дистанции
Коэффициенты удлинения времени бега для разных условий относительно времени, затраченного на такой же отрезок пути по гладкой дороге с хорошими условиями сцепления обуви с поверхностью грунта:
Условия передвижения — Коэффициент увеличения времени:
Хорошая, гладкая дорога 1,0
Тропа 1,1
Мокрая просека, песок 1,2–1,4
Лес без подлеска 1,2
Лес с подлеском 1,4–1,8
Подъем 50 м. на 1 км. 1,5
Труднопроходимый участок, болото, пашня 2,0
Непроходимый участок 3,0–5,0
Практические рекомендации по выбору варианта
(Из книги Шириняна А. А. и Иванова А. В. «Современная подготовка спортсмена-ориентировщика.»)
Принцип скорейшего достижения цели.
Выбирать следует самый быстрый вариант (то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.
Принцип надежности ориентирования.
Следует избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании. Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.
Принцип уменьшения риска.
Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборам и оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка), поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%. что соответствует пятикратному обходному пути.
Принцип экономичности.
При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели – более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.
Принцип учета индивидуальных особенностей.
У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, зато не любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но зато почти не теряет времени при беге по зарослям и бурелому. И, наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.
Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.
Алгоритмы выбора вариантов.
Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:
1. В первую очередь оцениваем наиболее короткий (прямой или относительно прямой) вариант.
2. Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.
3. Если прямой вариант неудобен для бега (или проблематичен с точки зрения ориентирования), более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.
Алгоритм выбора варианта в горной местности:
1. В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.
2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной,но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.
3. Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.
Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:
1. В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее «чистым» участкам.
2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% «зеленку».
3. Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.
Помните о том, о чем уже не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый технически сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.
Тактика прохождения отдельных участков дистанции
1. Начало дистанции. Тактика взятия «первого КП»:
Взятие первого КП — ключевой момент дистанции. Не следует торопиться при выходе на него. Выигрыш нескольких секунд на первом КП ничего не решает, а вот потерять на нем можно много, а то и сразу все.
По пути на первый КП необходимо решить сразу несколько задач: «врабатывание» организма, «вхождение» в карту, знакомство с особенностями карты, местности, характера планировки дистанции и постановки КП. Необходимо оценить условия видимости и проходимости, которые могут иметь, в том числе, и сезонный характер.
Отсюда следуют рекомендации:
- не выходите на режим максимальной скорости прямо со старта;
- выберите вариант, позволяющий получить по пути на первый КП как можно больше информации о проходимости и видимости на местности, избегая при этом ненужного риска;
- чаще обращайтесь к карте, подробно разберитесь в том, что и как на ней обозначено; — постарайтесь быстро приспособиться к масштабу карты;
- обратите внимание на стиль изображения рельефа на карте;
-не ставьте себе задачу догнать стартовавшего перед вами спортсмена, даже если это ваш главный конкурент.
2. «Ключевые» этапы:
Некоторые этапы на дистанции могут иметь особое значение для достижения высокого результата, особенно так называемые «этапы с решающим выбором варианта». Выигрыш (или, наоборот,проигрыш) за счет выбора варианта на таких этапах может достигать нескольких минут.
Постарайтесь выделить такие этапы заранее (как правило, это длинные и сверхдлинные этапы) и проанализируйте их при первой же возможности, например, при беге по дороге, когда у вас наступит некоторая пауза в ориентировании.
Если такой возможности у вас не найдется заранее, внимательно отнеситесь к выбору варианта непосредственно на предыдущем КП. При этом соразмеряйте время,потраченное на выбор варианта с теми потерями, которые вы можете иметь в результате выбора не самого оптимального пути. Если речь идет о возможности выигрыша 20–30 секунд за счет выбора варианта, не следует тратить на выбор пути более этого времени.
3. Заключительная часть дистанции:
Заключительная часть дистанции зачастую оказывается решающей в борьбе за высокий результат, и особую роль здесь начинает играть физическое утомление. Речь идет скорее о психологических моментах, таких как сохранение предельно высокого уровня концентрации внимания на фоне утомления, абстрагирование от бегущих рядом участников (ближе к финишу дистанции различных классов сходятся и количество «соседей» увеличивается),тем не менее, имеются и некоторые тактические нюансы.
Ключом к успеху здесь может послужить выбор наиболее надежных вариантов и приемов ориентирования. Соберите остатки сил и пройдите заключительную часть дистанции на высокой скорости, соблюдая при этом принцип безопасности. Помните, что последний КП чаще всего расположен на сравнительно открытом месте с хорошей видимостью, к тому же финишная разметка может послужить надежной страховкой.
«Выложиться» до конца на финише необходимо, если вы боретесь за высокий результат. В этом смысле показателен пример короткой дистанции финала Кубка Мира 2000 года, когда Валентин Новиков за 400 метров до финиша шел вровень с лидером, но, проиграв на этапе до последнего КП, а также на финишной прямой в сумме около 8 секунд, показал лишь четвертый результат. Скорее всего, ему просто не хватило сил на финише, так как за 1 км. до финиша он потерял около 20 секунд и упустил лидерство, затем с помощью сверхусилий восстановил «статус-кво», но на последних 400 метрах его просто оставили силы.
«Секреты» ориентировщика.
1.Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать ce6е вопрос: „Что является ориентиром-привязкой у конечной точки маршрута?" и ответить на него — определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть в конечную точку движения, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП . Если есть уверенность, что „привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо вспомнить о „критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.