Анализ ошибок






 ошибки это норма


Управление спортивной тренировкой -это приспособление всей системы подготовки спортсмена к его индивидуальным возможностям и особенностям, постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач, определение методов, средств и путей решения этих задач.


В управление спортивной тренировкой входит:


1. Текущий контроль за процессом тренировки (учет и анализ проделанной работы) и за состоянием тренированности (определение биологической, психологической и технической готовности спортсмена).

2. Обобщение и анализ данных текущего контроля и внесение необходимых корректив в планирование (как в задачи плана, так и в способы его реализации).


При этом реальное управление тренировкой — в первую очередь, сбор информации и проведение анализа подготовленности спортсмена по тем или иным показателям.


Наиболее важный и существенный показатель состояния тренированности спортсмена — результаты, показанные им в сорев­нованиях, как в главных, так и в контрольных. Однако результат спортсмена в соревновани­ях — интегральный показатель, а для реального управления процессом тренировки не­обходим анализ отдельных параметров подготовки. Например:


* Определение функционального состояния и здоровья методами врачебного контроля.

* Контрольное тестирование уровня общей физической подготовки.

* Контроль уровня умственной (психической) работоспособности.

* Контроль технической подготовленнос­ти (специальное тестирование).


Наилучший способ текущего контроля технической подготовленности спортсмена — проведение специального тестирования степени владения отдельными техническими элементами (приемами) путем проведения на местности испытаний с узконаправленны­ми задачами. Но такое тестирование довольно сложно организовать, особенно в условиях хорошо знакомой местности привычного полигона, а для реального контроля требуется регулярность в проведении тестов.


Более доступно анализировать действия спортсмена и скорость его движения на отдельных перегонах дистанции, тем более что современная техника позволяет фиксировать время прохождения не только перегонов, но и отдельных отрезков. При выявлении ошибок (временных потерь) необходимо находить их причины. Анализ причин ошибок спортсмена в нескольких соревнованиях может дать достаточно адекватную картину уровня его подготовленности, что, в свою очередь, должно стать поводом для внесения корректив в тренировочный процесс.



Сначала рассмотрим схему действий ориентировщика на каждом отрезке дистанции. Спортсмен выбирает ориентир, которого со­бирается достичь, способ (технический прием) и скорость движения до этого ориентира. Выбор часто делается на подсознательном уровне, но для конструктивного анализа необходимо разложить все действия спортсмена на составляющие.


Технический прием - способ движения спортсмена на отрезке дистанции. Технические приемы различаются по степени чтения карты и использования компаса. Например, можно выделить 9 приемов, описанных да­лее. Приемы с точным чтением карты являются приемами «точного» ориентирования, а остальные приемы — приемами «грубого» ориентирования


«По направлению с точным чтением карты».

Движение практически по прямой линии, соединяющей КП. Обход препятствий в исключительных случаях (например, очень глубокая яма).

 Я побегу по прямой


«Грубый (длинный) азимут — карта почти или совсем не читается». Применим при наличии достаточно крупного, выделя­ющегося из других ориентира, на который берется азимут «с упреждением» или «в мешок»

«Точный (короткий) азимут — без чтения карты» обычно выход непосред­ственно на пункт с «рубежа атаки». Это так­же прием «грубого» ориентирования, хотя из названия это не очевидно.

«По линейным ориентирам с точ­ным чтением карты». Движение по доро­гам, тропам, контурам, вдоль линейных форм рельефа с отслеживанием всех развилок и поворотов.

«По линейным ориентирам — с гру­бым чтением». При насыщенной сетке троп (или сетке лыжней) возможно движение до более крупного ориентира (просека, поля­на), не отслеживая точно, по какой именно тропе (лыжне) передвигаешься.

«По цепочке ориентиров с точным чтением карты». По сути, близко к движе­нию по направлению, но не по прямой, а по ломаной линии, с чтением всех ориентиров.

 нтиров с точным чтением карты


«По цепочке ориентиров — с грубым чтением». Опознавание только крупных, на­иболее заметных опорных ориентиров-ма- «Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры с точным чтением карты». При нормально насыщенной карте обычно не применяется в чистом виде, а сочетается с движением по цепочке ориентиров.

«Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры,- без чтения карты». Самый сложный прием. Предполагает движение без потери высоты на склонах, не имеющих достаточное количество других ориентиров, а также движение с набором (потерей) за­данной высоты.


 Я побегу на запад по компасу


При постоянном точном определении себя в карте — на любой момент прохожде­ния перегона — имеем тотальное точное ориентирование. Ряд ведущих тренеров считает, что допустим только такой способ работы ориентировщика.


Однако тотальное точное ориентирова­ние реально только на насыщенной различ­ными ориентирами местности, и не очень применимо на «пустых» участках или на уча­стках с большим количеством однотипных ориентирах.

Другое мнение — на отдельных отрезках (особенно при «пустой» местности) вполне допустимо за счет уменьшения работы с кар­той переходить на грубое ориентирование (когда спортсмен приблизительно представ­ляет, где находится), что позволяет либо по­высить скорость передвижения на этих от­резках, либо пройти отрезок только за счет компаса.


 услышал сигнал КП


Многие считают, что использование гру­бого ориентирования также допустимо при обучении начинающих или тренировке не­достаточно квалифицированных спортсме­нов, так как у них часто не хватает устойчи­вости и концентрации внимания для тоталь­ного точного ориентирования на всей дис­танции.


Скорость движения на отрезке зависит от функциональных возможностей спорт­смена на данный момент, от уверенности спортсмена, а также от его умения быстро воспринимать карту определенной слож­ности. Как правило, скорость движения так­же выбирается на подсознательном уровне.


Уровень мастерства спортсмена опреде­ляется в первую очередь степенью владе­ния каждым техническим приемом — в соот­ветствии с триадой «ЗУН»:


Знание (понимание, как именно надо выполнять данное действие).


Умение (возможность правильного вы­полнения действия в режиме тренировки).


Навык (отработанное до автоматизма действие, выполняемое оптимальным спосо­бом, с максимальной скоростью, при любых «сбивающих» факторах).


 Я не побегу через болото


Думаю, любой автомобилист легко раз­граничит эти три стадии мастерства (ЗУН) для вождения машины во время обучения — по своим ощущениям. В ориентировании, к сожалению, часто ребенка выпускают в лес даже без уверенности, что полученные им теоретические знания поняты и усвоены (знание), не говоря уже об умении и навыке.


 остался последний КП



Ошибки и их причины



Без ошибок на дистанциях, наверное, не обходится ни один ориентировщик, хотя большинство понимает под этим словом — разное. Примем здесь следующие определение


* Ошибка — неправильное действие спортсмена в какой-либо момент работы на дистанции, или на отдельном отрезке.


* Явная ошибка спортсмена — непра­вильное действие, которое привело к потере времени на перегоне, относительно наилуч­шего результата, возможного для данного спортсмена.


* Скрытая ошибка спортсмена — непра­вильное действие, которое не привело к по­тере времени вследствие случайного факто­ра. Таким фактором может быть сотрудни­чество, недостатки постановки дистанции (например, встречный бег или образовав­шиеся тропы).


Для получения исходной информации управления тренировочным процессом ана­лизировать надо те причины, которые регу­лярно приводят к неправильным действи­ям. Но для этого надо сначала разобраться — каким именно приемом планировал вос­пользоваться спортсмен на каждом отрезке дистанции, каким реально отработал, в ка­кой момент совершена ошибка, каковы ее причины.


 действительно


Чаще всего причинами явных ошибок, которые привели к потерям времени, спор­тсмены при разборе дистанции называют:


- Поспешность;


- Невнимательность;


- Реакция на соперников или зрителей;


- Усталость — «мозги закипели».


 нужно было бежать по дороге



Но это причины общего порядка — «внешние», а выводы для корректировки трениро­вочного процесса можно сделать, лишь ра­зобравшись в глубинных, «внутренних» причинах.


Например, ошибка заключалась в том, что спортсмен принял один ориентир за другой. Внешняя причина ошибки — невниматель­ность. Внутренней причиной данной ошибки могут быть: недостаточное чтение карты, неправильный контроль расстояния, превышение скорости движения, подсознательная реакция на соперника, неадекватное соотнесение спортсменом ориентиров карты и местности и т. д.


Здесь не рассматриваются варианты, когда спортсмену предлагается дистанция, не со­ответствующая его уровню подготовки. К сожалению, и сейчас встречается планировка дистанций для групп 10 и 12 способом укора­чивания трасс элиты. Анализ ошибок на таких дистанциях бесполезен. Да и само участие в соревнованиях на дистанциях, к которым спортсмен еще не готов — не приносит никакой пользы для него, а только вред.


Многие ошибки одной из внутренних причин имеют психологические проблемы: влияние зрителей, мандраж или расслабленность перед стартом, внутренняя настроенность перед стартом на «результат, место», а не на ка­чественную работу, желание «отыграться», желание соответствовать высокому результату предыдущих состязаний, неправильное взаимодействие с соперниками, неуверен­ность и т. п. (психологические причины).

Вторая группа внутренних причин — не­достаточная функциональная подготовка . Например, во второй половине дистанций спортсмен допускает больше ошибок, чем в среднем по дистанции.


я умею читать карту


И, наконец, третья группа — причины, связанные с пробелами технической подготовки и с недостаточной тактической подготовлен­ностью (технико-тактические причины). Как правило, это недостаточная степень владения тем или иным техническим приемом (по три­аде ЗУН).


Технико-тактические причины ошибок можно разделить на три группы:


- неправильно составлен план прохожде­ния перегона (ошибки выбора);


- неправильно осуществлена реализация плана прохождения перегона (ошибки реализации);


- неправильные действия спортсмена не­посредственно на контрольном пункте (ошибки непосредственно на КП)


Примерный возможный перечень техни­ко-тактических ошибок и их причин приведен далее. Естественно, каждый спортсмен и тре­нер может по-другому сформулировать для себя как ошибки, так и их причины.




Ошибки выбора:


Не увиден лучший вариант прохождения перегона;


Выбран неправильный опорный ориентир (промежуточный или «рубеж атаки»);


Выбран не оптимальный технический прием на отдельном отрезке;


Выбран вариант прохождения, не соответ­ствующий общей задаче (общей задачей может быть: победа, стабильный результат, тре­нировочный старт).

Выбранный вариант в процессе реализации подвергается сомнению и (или) коррек­тировке.


Внутренние причины ошибок выбора:


Неправильная (неадекватная реальности) оценка местности. Неправильная оценка сво­их возможностей. Необоснованный выбор конкретного технического приема без учета соотношения сложности местности и своего умения передвигаться. Чтение карты данной насыщенности вызывает затруднения. Недос­таточно отработаны навыки (умение) выбора пути.


 нет навыков ориентирования




Ошибки реализации:


Очень частая ошибка — изменение выбранного технического приема. Например, спортсмен собирался двигаться на отрезке, используя движение по линейным ориенти­рам с точным чтением карты, а во время движения перестал отслеживать все ориентиры, то есть, перешел от точного — к грубому ори­ентированию;



 никогда больше не побегу через болото





Отклонение от направления;


Движение в неправильном направлении — «побежал не в ту сторону»;


Ошибка в опознавании ориентира — «принял один ориентир за другой»;


Ошибка в контроле расстояния;


Потеря местонахождения в карте;


 потеря потерь


Внутренние причины ошибок реализации:


Отсутствие отработанного навыка конкретного технического приема или недоста­точная степень владения этим приемом. Неп­равильно выбрана скорость движения при пе­редвижении конкретным техническим при­емом. Неправильно выбрана степень чтения карты при передвижении конкретным техни­ческим приемом (точное или грубое ориенти­рование). Неуверенность в своих силах, боязнь ошибки. Желание повысить скорость пе­редвижения (обычно за счет уменьшения ра­боты с картой и компасом — «упрощение ори­ентирования»).


 здесь КП пацаны


Ошибки, совершаемые непосредствен­но на КП:


Отметка на чужом КП;


Плохая отметка на своем пункте.


 пропустил 33е кп


Внутренние причины ошибок непосред­ственно на КП:


Плохая работа с легендой. Не проверил номер КП. Отсутствие контроля качества отметки: при отметке компостером — наличие «зубов» в нужной клетке карточки, при электронной отметке — звуковой и световой сигналы. Отсутствие навыка, отработанного до ав­томатизма, выполнения всех необходимых действий на пункте в жесткой последовательности.


Отдельное, но очень важное место занимают скрытые ошибки.

Ошибочный выбор или ошибочная реализация не привела к потере времени, но это случилось из-за влияния каких либо посторонних, случайных факторов: спортсмен увидел соперника, уходящего с КП, попал на тропу, натоптанную предыдущими спортсменами. и т. д. Опасность состоит в том, что, совершив несколько скрытых ошибок одного типа и не потеряв времени из-за своих неправильных действий, спор­тсмен не считает эти действия ошибочными. А когда вдруг потеряет время при аналогичных своих действиях, но при других обсто­ятельствах (например, стартуя в начале про­токола, или в соревнованиях с большим стартовым интервалом),— считает это слу­чайностью.


нельзя обмануть всех


Выявление и анализ причин скрытых ошибок одна из самых важных, но одновре­менно самая трудная задача тренера. Часто суть ошибки — необоснованный переход на грубое — более скоростное, но менее точное ориентирование. Причина — уверенность спортсмена, например, в том, что он спосо­бен пробежать 500 м до микроямки по компасу без чтения карты.


При подозрении на систематическую скрытую ошибку в каком-либо действии спортсмена, имеет смысл провести специ­альное тестирование на это действие (например, «нитка» с конкретной задачей).


Выявление и анализ именно внутренних причин ошибок позволяет выявить слабые стороны спортсмена, скорректировать планы дальнейшей подготовки. Хотя внутренние причины самому спортсмену очень сложно увидеть, особенно при скрытых ошибках. Главный вопрос, на который надо дать ответ: «Почему именно в данном месте и в данное время было совершено непра­вильное действие». Причем задавать вопрос «почему» по поводу каждого неправильного действия следует многократно, докапываясь до исходной причины. Кроме того, часто у одной ошибки сразу несколько причин (особенно это характерно для спортсменов невысокой квалификации). Надо обязательно фиксировать эти причины, рассматривая не отдельный старт, а все соревнования за оп­ределенный период. Причины ошибок, сис­тематически повторяющихся, дают повод задуматься о пробелах в подготовке.


Для удобства анализа можно составить таблицу, в которой по горизонтали — перечень ошибок и их причин, а по вертикали — дистанции. В клетки-пересечения записы­вается количество ошибок, допущенных спортсменом, и их причин.


 услышал сигнал КП


Вместо заключения


Главная задача тренера и самого спортсмена — повышение мастерства. Только как это делать? Наверное, надо работать над отдельными элементами подготовки (как теннисисты отрабатывают удары у стенки), уде­ляя больше внимания наиболее «проблемным». А «проблемные» элементы для каждого спортсмена можно выявить, анализи­руя ошибки и их причины. Конечно, нельзя забывать, что действия ориентировщика на дистанции — комплексный процесс, поэтому на любом этапе подготовки необходимо ра­ботать над развитием всех качеств.


 услышал сигнал КП



Время

Ulti Clocks content

Яндекс.Метрика

Участник рейтинга лучших сайтов Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

По всем вопросам обращайтесь по email: orient-murman.ru@mail.ru

Основы ориентирования Анализ ошибок
Вы здесь : Основы ориентирования Анализ ошибок