Анализ ошибок



Анализ ошибок






 ошибки это норма


Управление спортивной тренировкой -это приспособление всей системы подготовки спортсмена к его индивидуальным возможностям и особенностям, постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач, определение методов, средств и путей решения этих задач.


В управление спортивной тренировкой входит:


1. Текущий контроль за процессом тренировки (учет и анализ проделанной работы) и за состоянием тренированности (определение биологической, психологической и технической готовности спортсмена).

2. Обобщение и анализ данных текущего контроля и внесение необходимых корректив в планирование (как в задачи плана, так и в способы его реализации).


При этом реальное управление тренировкой — в первую очередь, сбор информации и проведение анализа подготовленности спортсмена по тем или иным показателям.


Наиболее важный и существенный показатель состояния тренированности спортсмена — результаты, показанные им в сорев­нованиях, как в главных, так и в контрольных. Однако результат спортсмена в соревновани­ях — интегральный показатель, а для реального управления процессом тренировки не­обходим анализ отдельных параметров подготовки. Например:


* Определение функционального состояния и здоровья методами врачебного контроля.

* Контрольное тестирование уровня общей физической подготовки.

* Контроль уровня умственной (психической) работоспособности.

* Контроль технической подготовленнос­ти (специальное тестирование).


Наилучший способ текущего контроля технической подготовленности спортсмена — проведение специального тестирования степени владения отдельными техническими элементами (приемами) путем проведения на местности испытаний с узконаправленны­ми задачами. Но такое тестирование довольно сложно организовать, особенно в условиях хорошо знакомой местности привычного полигона, а для реального контроля требуется регулярность в проведении тестов.


Более доступно анализировать действия спортсмена и скорость его движения на отдельных перегонах дистанции, тем более что современная техника позволяет фиксировать время прохождения не только перегонов, но и отдельных отрезков. При выявлении ошибок (временных потерь) необходимо находить их причины. Анализ причин ошибок спортсмена в нескольких соревнованиях может дать достаточно адекватную картину уровня его подготовленности, что, в свою очередь, должно стать поводом для внесения корректив в тренировочный процесс.



Сначала рассмотрим схему действий ориентировщика на каждом отрезке дистанции. Спортсмен выбирает ориентир, которого со­бирается достичь, способ (технический прием) и скорость движения до этого ориентира. Выбор часто делается на подсознательном уровне, но для конструктивного анализа необходимо разложить все действия спортсмена на составляющие.


Технический прием — способ движения спортсмена на отрезке дистанции. Технические приемы различаются по степени чтения карты и использования компаса. Например, можно выделить 9 приемов, описанных да­лее. Приемы с точным чтением карты являются приемами «точного» ориентирования, а остальные приемы — приемами «грубого» ориентирования


«По направлению с точным чтением карты». Движение практически по прямой линии, соединяющей КП. Обход препятствий в исключительных случаях (например, очень глубокая яма).

 Я побегу по прямой


«Грубый (длинный) азимут — карта почти или совсем не читается». Применим при наличии достаточно крупного, выделя­ющегося из других ориентира, на который берется азимут «с упреждением» или «в мешок»

«Точный (короткий) азимут — без чтения карты» обычно выход непосред­ственно на пункт с «рубежа атаки». Это так­же прием «грубого» ориентирования, хотя из названия это не очевидно.

«По линейным ориентирам с точ­ным чтением карты». Движение по доро­гам, тропам, контурам, вдоль линейных форм рельефа с отслеживанием всех развилок и поворотов.

«По линейным ориентирам — с гру­бым чтением». При насыщенной сетке троп (или сетке лыжней) возможно движение до более крупного ориентира (просека, поля­на), не отслеживая точно, по какой именно тропе (лыжне) передвигаешься.

«По цепочке ориентиров с точным чтением карты». По сути, близко к движе­нию по направлению, но не по прямой, а по ломаной линии, с чтением всех ориентиров.

 нтиров с точным чтением карты


«По цепочке ориентиров — с грубым чтением». Опознавание только крупных, на­иболее заметных опорных ориентиров-ма- «Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры с точным чтением карты». При нормально насыщенной карте обычно не применяется в чистом виде, а сочетается с движением по цепочке ориентиров.

«Движение по условным линиям, не имеющим выраженной линейной структуры,- без чтения карты». Самый сложный прием. Предполагает движение без потери высоты на склонах, не имеющих достаточное количество других ориентиров, а также движение с набором (потерей) за­данной высоты.


 Я побегу на запад по компасу


При постоянном точном определении себя в карте — на любой момент прохожде­ния перегона — имеем тотальное точное ориентирование. Ряд ведущих тренеров считает, что допустим только такой способ работы ориентировщика.


Однако тотальное точное ориентирова­ние реально только на насыщенной различ­ными ориентирами местности, и не очень применимо на «пустых» участках или на уча­стках с большим количеством однотипных ориентирах.

Другое мнение — на отдельных отрезках (особенно при «пустой» местности) вполне допустимо за счет уменьшения работы с кар­той переходить на грубое ориентирование (когда спортсмен приблизительно представ­ляет, где находится), что позволяет либо по­высить скорость передвижения на этих от­резках, либо пройти отрезок только за счет компаса.


Многие считают, что использование гру­бого ориентирования также допустимо при обучении начинающих или тренировке не­достаточно квалифицированных спортсме­нов, так как у них часто не хватает устойчи­вости и концентрации внимания для тоталь­ного точного ориентирования на всей дис­танции.


Скорость движения на отрезке зависит от функциональных возможностей спорт­смена на данный момент, от уверенности спортсмена, а также от его умения быстро воспринимать карту определенной слож­ности. Как правило, скорость движения так­же выбирается на подсознательном уровне.


Уровень мастерства спортсмена опреде­ляется в первую очередь степенью владе­ния каждым техническим приемом — в соот­ветствии с триадой «ЗУН»:


Знание (понимание, как именно надо выполнять данное действие).


Умение (возможность правильного вы­полнения действия в режиме тренировки).


Навык (отработанное до автоматизма действие, выполняемое оптимальным спосо­бом, с максимальной скоростью, при любых «сбивающих» факторах).


 Я не побегу через болото


Думаю, любой автомобилист легко раз­граничит эти три стадии мастерства (ЗУН) для вождения машины во время обучения — по своим ощущениям. В ориентировании, к сожалению, часто ребенка выпускают в лес даже без уверенности, что полученные им теоретические знания поняты и усвоены (знание), не говоря уже об умении и навыке.


 остался последний КП



Ошибки и их причины



Без ошибок на дистанциях, наверное, не обходится ни один ориентировщик, хотя большинство понимает под этим словом — разное. Примем здесь следующие определение


* Ошибка — неправильное действие спортсмена в какой-либо момент работы на дистанции, или на отдельном отрезке.


* Явная ошибка спортсмена — непра­вильное действие, которое привело к потере времени на перегоне, относительно наилуч­шего результата, возможного для данного спортсмена.


* Скрытая ошибка спортсмена — непра­вильное действие, которое не привело к по­тере времени вследствие случайного факто­ра. Таким фактором может быть сотрудни­чество, недостатки постановки дистанции (например, встречный бег или образовав­шиеся тропы).


Для получения исходной информации управления тренировочным процессом ана­лизировать надо те причины, которые регу­лярно приводят к неправильным действи­ям. Но для этого надо сначала разобраться — каким именно приемом планировал вос­пользоваться спортсмен на каждом отрезке дистанции, каким реально отработал, в ка­кой момент совершена ошибка, каковы ее причины.


Чаще всего причинами явных ошибок, которые привели к потерям времени, спор­тсмены при разборе дистанции называют:

- Поспешность;


- Невнимательность;


- Реакция на соперников или зрителей;


- Усталость — «мозги закипели».


Но это причины общего порядка — «внеш­ние», а выводы для корректировки трениро­вочного процесса можно сделать, лишь ра­зобравшись в глубинных, «внутренних» при­чинах.


Например, ошибка заключалась в том, что спортсмен принял один ориентир за другой. Внешняя причина ошибки — невниматель­ность. Внутренней причиной данной ошибки могут быть: недостаточное чтение карты, неправильный контроль расстояния, превы­шение скорости движения, подсознательная реакция на соперника, неадекватное соотне­сение спортсменом ориентиров карты и мес­тности и т. д.


Здесь не рассматриваются варианты, ког­да спортсмену предлагается дистанция, не со­ответствующая его уровню подготовки. К со­жалению, и сейчас встречается планировка дистанций для групп 10 и 12 способом укора­чивания трасс элиты. Анализ ошибок на таких дистанциях бесполезен. Да и само участие в соревнованиях на дистанциях, к которым спортсмен еще не готов — не приносит ника­кой пользы для него, а только вред.


Многие ошибки одной из внутренних при­чин имеют психологические проблемы: вли­яние зрителей, мандраж или расслабленность перед стартом, внутренняя настроенность пе­ред стартом на «результат, место», а не на ка­чественную работу, желание «отыграться», желание соответствовать высокому результа­ту предыдущих состязаний, неправильное взаимодействие с соперниками, неуверен­ность и т. п. (психологические причины).

Вторая группа внутренних причин — не­достаточная функциональная подготовка. Например, во второй половине дистанций спортсмен допускает больше ошибок, чем в среднем по дистанции.


И, наконец, третья группа — причины, свя­занные с пробелами технической подготовки и с недостаточной тактической подготовлен­ностью (технико-тактические причины). Как правило, это недостаточная степень владения тем или иным техническим приемом (по три­аде ЗУН).


Технико-тактические причины ошибок можно разделить на три группы:


- неправильно составлен план прохожде­ния перегона (ошибки выбора);


- неправильно осуществлена реализация плана прохождения перегона (ошибки ре­ализации);


- неправильные действия спортсмена не­посредственно на контрольном пункте (ошибки непосредственно на КП)


Примерный возможный перечень техни­ко-тактических ошибок и их причин приведен далее. Естественно, каждый спортсмен и тре­нер может по-другому сформулировать для себя как ошибки, так и их причины.


Ошибки выбора:

Не увиден лучший вариант прохождения перегона;


Выбран неправильный опорный ориентир (промежуточный или «рубеж атаки»);


Выбран не оптимальный технический прием на отдельном отрезке;


Выбран вариант прохождения, не соответ­ствующий общей задаче (общей задачей мо­жет быть: победа, стабильный результат, тре­нировочный старт).

Выбранный вариант в процессе реализа­ции подвергается сомнению и (или) коррек­тировке.


Внутренние причины ошибок выбора:


Неправильная (неадекватная реальности) оценка местности. Неправильная оценка сво­их возможностей. Необоснованный выбор конкретного технического приема без учета соотношения сложности местности и своего умения передвигаться. Чтение карты данной насыщенности вызывает затруднения. Недос­таточно отработаны навыки (умение) выбора пути.


 никогда больше не побегу через болото




Ошибки реализации:


Очень частая ошибка — изменение выб­ранного технического приема. Например, спортсмен собирался двигаться на отрезке, используя движение по линейным ориенти­рам с точным чтением карты, а во время дви­жения перестал отслеживать все ориентиры, то есть, перешел от точного — к грубому ори­ентированию;


Отклонение от направления;


Движение в неправильном направлении — «побежал не в ту сторону»;


Ошибка в опознавании ориентира — «при­нял один ориентир за другой»;


Ошибка в контроле расстояния;


Потеря местонахождения в карте;


Внутренние причины ошибок реализации:


Отсутствие отработанного навыка кон­кретного технического приема или недоста­точная степень владения этим приемом. Неп­равильно выбрана скорость движения при пе­редвижении конкретным техническим при­емом. Неправильно выбрана степень чтения карты при передвижении конкретным техни­ческим приемом (точное или грубое ориенти­рование). Неуверенность в своих силах, бо­язнь ошибки. Желание повысить скорость пе­редвижения (обычно за счет уменьшения ра­боты с картой и компасом — «упрощение ори­ентирования»).


Ошибки, совершаемые непосредствен­но на КП:


Отметка на чужом КП;


Плохая отметка на своем пункте.


Внутренние причины ошибок непосред­ственно на КП:


Плохая работа с легендой. Не проверил номер КП. Отсутствие контроля качества от­метки: при отметке компостером — наличие «зубов» в нужной клетке карточки, при элек­тронной отметке — звуковой и световой сигна­лы. Отсутствие навыка, отработанного до ав­томатизма, выполнения всех необходимых действий на пункте в жесткой последовательности.


Отдельное, но очень важное место зани­мают скрытые ошибки. Ошибочный выбор или ошибочная реализация не привела к по­тере времени, но это случилось из-за влияния каких либо посторонних, случайных факто­ров: спортсмен увидел соперника, уходящего с КП, попал на тропу, натоптанную предыдущими спортсменами. и т. д. Опасность состо­ит в том, что, совершив несколько скрытых ошибок одного типа и не потеряв времени из-за своих неправильных действий, спор­тсмен не считает эти действия ошибочными. А когда вдруг потеряет время при аналогич­ных своих действиях, но при других обсто­ятельствах (например, стартуя в начале про­токола, или в соревнованиях с большим стартовым интервалом),— считает это слу­чайностью.


Выявление и анализ причин скрытых ошибок одна из самых важных, но одновре­менно самая трудная задача тренера. Часто суть ошибки — необоснованный переход на грубое — более скоростное, но менее точное ориентирование. Причина — уверенность спортсмена, например, в том, что он спосо­бен пробежать 500 м до микроямки по ком­пасу без чтения карты.


При подозрении на систематическую скрытую ошибку в каком-либо действии спортсмена, имеет смысл провести специ­альное тестирование на это действие (нап­ример, «нитка» с конкретной задачей).


Выявление и анализ именно внутренних причин ошибок позволяет выявить слабые стороны спортсмена, скорректировать пла­ны дальнейшей подготовки. Хотя внутрен­ние причины самому спортсмену очень сложно увидеть, особенно при скрытых ошибках. Главный вопрос, на который надо дать ответ: «Почему именно в данном месте и в данное время было совершено непра­вильное действие». Причем задавать вопрос «почему» по поводу каждого неправильного действия следует многократно, докапываясь до исходной причины. Кроме того, часто у одной ошибки сразу несколько причин (осо­бенно это характерно для спортсменов не­высокой квалификации). Надо обязательно фиксировать эти причины, рассматривая не отдельный старт, а все соревнования за оп­ределенный период. Причины ошибок, сис­тематически повторяющихся, дают повод за­думаться о пробелах в подготовке.


Для удобства анализа можно составить таблицу, в которой по горизонтали — пере­чень ошибок и их причин, а по вертикали — дистанции. В клетки-пересечения записы­вается количество ошибок, допущенных спортсменом, и их причин.


Вместо заключения


Главная задача тренера и самого спор­тсмена — повышение мастерства. Только как это делать? Наверное, надо работать над от­дельными элементами подготовки (как тен­нисисты отрабатывают удары у стенки), уде­ляя больше внимания наиболее «проблем­ным». А «проблемные» элементы для каж­дого спортсмена можно выявить, анализи­руя ошибки и их причины. Конечно, нельзя забывать, что действия ориентировщика на дистанции — комплексный процесс, поэтому на любом этапе подготовки необходимо ра­ботать над развитием всех качеств.


 услышал сигнал КП



Время

Ulti Clocks content

Яндекс.Метрика

Участник рейтинга лучших сайтов Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru

По всем вопросам обращайтесь по email: orient-murman.ru@mail.ru

Основы ориентирования Анализ ошибок
Вы здесь : Основы ориентирования Анализ ошибок